Никто из нас и предположить не мог, что мы его найдем: искали мы совсем другое, и вдруг — столетний парусник… Но давайте по порядку.
Клубу подводного плавания «Три Измерения — Байкал» уже три года. Одна из целей нашей работы — исследовательские погружения на Байкале. В начале июня 2008 г. мы запланировали краеведческую дайв-экспедицию на Кругобайкальскую железную дорогу. Мы надеялись найти места сходов железнодорожных составов, а если повезет, и сами составы на дне Байкала.
Провели предварительные консультации с Иркутским госуниверситетом путей сообщения, определили ориентировочные места крупных крушений, и полные надежд отправились в экспедицию.
После двух дней погружений стало ясно, что даже следы крушений найти очень трудно, поскольку кругом вертикальные стены, уходящие в бездну. Тем не менее, нам удалось обнаружить и поднять некоторые фрагменты паровоза и вагона, потерпевшие крушение в первые годы эксплуатации «Кругобайкалки».
Пятый день погружений не предвещал неожиданностей: погода была хорошей, Байкал — спокойным. После брифинга дайверы разделились на две группы: первая совершала учебные погружения с берега, вторая должна была обследовать еще неизвестный участок дна на глубине 35-40 метров, а на обратном пути участок на глубине 10-15 метров.
Вместо запланированного вертикального спуска группа погружалась по диагонали (у старшего не продувалось ухо), в результате чего значительно увеличилась площадь обследуемого участка. Обыкновенный крутой склон, красивые скалы, глубина 30 метров. Старший группы поднимает голову вверх и неожиданно замечает какой-то большой и темный объект. Сомнений нет — это затонувшее судно!.
После проведенных обследований и замеров (длина — 16 м, максимальная ширина — 5 м, высота борта — 4 м) мы пришли к выводу, что, скорее всего, это рыбацкий бот, затонувший во время шторма. В правом борту была обнаружена пробоина диаметром около 50 см. Парусник собран без гвоздей, на деревянных замках, шпангоуты вырублены топором. Корма частично разрушена, сохранился элемент рулевого устройства. Внутренняя часть бота частично заилена. Подслоем ила обнаружена трехгранная бутылка из-под уксуса, предположительно конца XIX века. На сегодня это единственное старинное судно, обнаруженное на дне Байкала.
В начале сентября 2008 г. состоялась вторая экспедиция к затонувшему паруснику. Мы планировали произвести видеосъемку и обследовать судно более детально.
Накануне поездки на юге Байкала произошло мощное 8-балльное землетрясение. В ходе погружений выяснилось, что оно повлияло на общее состояние и местоположение судна. Сейчас оно завалено на левый борт, часть обшивки разрушилась, выломан сегмент борта в корме. Один из дайверов обнаружил среди деревянных обломков фрагменты человеческого скелета. К сожалению, видимость под водой после землетрясения была плохой, и видеосъемка получилась не очень удачной.
Третья экспедиция на старинный рэк пройдет в начале октября, когда прозрачность воды улучшится.
Андрей Бобков
Дайв-клуб «Три Измерения — Байкал»,
www.dive-baikal.ru